Есть такая партия!
B&W — одна из студийных английских фирм, которые вышли из индустриальных революций в отличной форме. Особенно хорошо на фирме понимают и реализуют бас. Это несказанно красивый изящный и при этом прозрачный и трепетный бас с передачей всего богатства и игры нот. В этом плане эквализовать бас B&W бессмысленно. Этим калибром и объясняется повышенная цена на сабвуферы фирмы против многих «как бы не хуже» сделанных. Сабвуфер начинает звучать хуже от переизбытка воплощенных технологий, и кар-аудио пример тому. B&W же благополучна финансово, и поэтому может позволить себе не вестись на те или иные модные заморочки.
Кевлар сильно критиковали за его жесткую природу и соответствующе «медный» звук, но при этом «забыли» про плетеную структуру, про роль сопутствующей электроники и конструкции корпуса. На B&W любят кевлар, так как более красиво и очерчено звучащего материала не найдено. Не говоря о прочности кевлара. Во всей новой серии сабвуфеов 600 кевлар обогащен бумажной массой (ага, это то, что вы хотели!) и укреплен смолами. Это позволило создать принципиально новую звуковую катушку, которая сильнее, чем когда-либо, двигает диффузор и чутче меняет его вибрации. Вот откуда новая динамика, новая выразительность и нюансировка по НЧ. Модель ASW610XP — верхняя в новой серии. Она имеет пару усилителей, по 200 Вт каждый. Усилители нагружены на раздельные звуковые катушки, которые хитроумно «объединяются» на 10-дюймовом диффузоре динамика. Нечто подобное пока что применялось в студийной серии наушников AKG с колоссальным звуковым выигрышем по части нейтральности и реализма. Ну и еще одно безусловное преимущество — сложный сдвоенный комбинированный подвес диффузора. Он удваивает глубину «поршневого» хода динамика и отлично реализует те нюансированные вибрации, которые передаются катушкой. Иными словами, мы вновь — как всегда с этой маркой — имеем уникальное сочетание высокой динамики, быстроты реакции и звукового концертного давления с аурой или известной теплотой и инерционностью, которая свойственна живой музыке в объеме зала или студии. Данная модель априори прозрачна и «потрясающа», строго дозирована по плотности мидбаса, то есть она благополучно решает многие проблемы, о которых заявлено выше. Экономия же состоит в том, что в системе нужен и целесообразен один, а не два таких сабвуфера. Я боюсь, что пара таких победителей в недостаточно огромном зале будет просто создавать противофазу друг другу. Высокий входной импеданс: 33 кОм. Высшая частота встроенного (отключаемого) фильтра 4-го порядка — 140 Гц. Встроенный эквалайзер. Размеры обычные. Отделка ламинатом включает модный и красивый цвет Венге.
Дизайн, конструкция
Наушники выпускаются в двух вариантах: тёмно-сером, как в обзоре, и просто сером. Мне нравится тёмный вариант, но вот большинство коллег в офисе как-то без энтузиазма отнеслось к экспериментам компании. Мол, выглядят они слишком просто, нет какой-то фишки, слишком чего-то этакого. Мне кажется, это просто господа сами не знают, что им надо.
Мне кажется, наушники отличные. Минималистичные, удобные, тканевая обшивка чашек смотрится необычно, карбоновое оголовье с уникальным узором напоминает деталь оружия. Никаких сенсоров — только кнопки, никаких micro-USB. Всё свежее, актуальное, качественно сшитое и собранное.
В отличие от компактных PX5, тут нет никаких вопросов к посадке: чашки большие, легко спрячут любые уши, можете покупать без примерки. Амбушюры в меру мягкие — и не мягкие, и не жёсткие, нечто среднее. Прижимаются довольно плотно, можно слушать на высоком уровне громкости и особо не травмировать окружающих. Впрочем, тут и на среднем уровне громкости всё отлично слышно.
По уровню комфортна это одна из самых удачных моделей — если летаете на дальние дистанции, то я порекомендую Bose QC 35, Bose NCH 700, тысячную серию Sony (покупайте третью версию), ну и Bowers & Wilkins PX7. Можно сидеть часами: наушники не жмут, не давят, не делают вам больно.
Огромные обозначения каналов внутри чашек — топ. Отдельная кнопка переключения режимов шумоподавления — тоже плюс. Здесь обычный 3,5-мм разъём для аудиокабеля и здоровые физические кнопки, отдельная кнопка включения, понятная в использовании: щёлк вверх — наушники включились и подключились к вашему телефону/планшету, щёлк вниз — наушники отключились. Это огромный плюс! Не люблю наушники, где включение и выключение неочевидное.
За три недели использования с тканью ничего не случилось, хотя таскал наушники с одеждой, в сумках, рюкзаках и другими способами. Традиционно для серии PX оставили сенсоры в чашках, можно сдвинуть одно ухо — воспроизведение приостанавливается, ставишь назад — снова играет музыка или продолжается кино. Удобно. Сенсоры можно выключить в приложении и там же выставить уровни чувствительности.
Комплектный чехол жёсткий, есть карманчик для аксессуаров: аудиокабеля и кабеля USB Type-C. Я заряжаю наушники тем же блоком питания, что и MacBook, всё хорошо. Увы, чехол занимает очень много места, поэтому я его не беру в поездки.
Последняя мысль про дизайн: всё-таки мне подобный минимализм нравится больше, чем роскошь Master & Dynamic. Все кнопки и разъёмы на своих местах, ткань хорошо цеплять пальцами. Когда снимаешь наушники, материал всегда выглядит чистым, к тому же узор на карбоне отлично сочетается с кейсами Pitaka для iPhone 11 Pro Max и кучей других элементов в нашей жизни. Излишняя простота Bose нацелена на функциональность и удобство (и это прекрасно). Bowers & Wilkins дают то же самое, плюс немножко эмоций и даже агрессии.
А вот так выглядят наушники светло-серого цвета:
Вердикт
Цена в рознице 28 990 рублей, вместе с Master & Dynamic MW65 и Bose NCH 700 — это самая дорогая тройка беспроводных наушников с шумоподавлением на рынке. И, пожалуй, это самые толковые модели из существующих: разница в звуке огромна, здесь нет лучших и худших, каждому человеку подойдёт своё. Пожалуй, я на ближайшие месяцы остановлюсь на PX7. Они сидят не так мягко, как Bose, но дают мне много мяса в звуке. Нравится и дизайн — я вообще за минимализм, ну а тут максимально просто. Но с максимальным вкусом.
Если первые PX были противоречивыми наушниками, интересными, но с рядом оговорок, то PX7 удобны в полёте, долго работают, быстро и точно включаются. Здесь полезное приложение, шумодав работает пусть и не так яростно, как у Bose, но вместе с музыкой или кино создаёт отличную завесу против детского плача или шума турбин.
Как улучшить PX? Предполагаю, в Bowers & Wilkins ближайшие пару лет линейку трогать не будут: пока всё смотрится максимально понятно, может быть только не хватает полностью беспроводных наушников. Вполне возможно, что появятся премиальные беспроводные PX9 с какими-то мегадрайверами, но стоить они будут в два раза дороже PX7. Почему нет? И в России, и в мире марку очень любят, потребитель дорогого аудио никуда не пропал, ну а условному бизнесмену проще иметь дело с Hi-Fi техникой в самолёте, а не дома. Как раз на домашнюю технику Bowers & Wilkins может не хватать времени в суете рабочих и личных дел.
Вердикт такой: прекрасные наушники для часто летающих пассажиров. Для фанатов Bowers & Wilkins настоящий подарок, покупайте не глядя, наверняка останетесь довольны. Вместе с iPhone 11 Pro Max и MacBook Pro 16 для меня это лучший гаджет уходящего года.
Спасибо Bowers & Wilkins за возможность познакомиться с наушниками, в следующем году будет много интересного.
Управление гневом
Декодеры, процессор и обрезные фильтры — все это составляет бас-менеджер или управление басом в многоканальном аудио. Даже если вы конфигурируете колонки как Large, сабвуфер должен «подружиться» с LFE-фильтром в схеме вашего ресивера. Вам придется выбрать подходящую частоту на аналогичном встроенном фильтре сабвуфера или вовсе выключить этот фильтр. Кроме того, саб должен «дружить», согласовываться с разделительными фильтрами на колонках. Об этих данных можно справиться в спецификациях. Особенно, если колонки вы подбираете отдельно от саба. Чем ближе идеология того и другого — тем лучше для итогового звука.
Мы тут заходим в дебри, но согласитесь — это все же плодотворнее, чем ругать журналы. Если вы паникуете, читая все это — расслабьтесь, выключите барьеры и дайте мозгу возможность следовать мысли. Мысль проста, даже если облечена в сложносочиненное предложение. Фильтры какого порядка применены в ваших основных или стерео-колонках, к которым вы присматриваете сабвуфер? Пологие фильтры называются ранним порядком и отсекают по 8 дБ на октаву. Крутые, резкие фильтры высокого порядка и более интересной архитектуруы работают 24 дБ на октаву. Пологий фильтр поаккуратнее обходится с фазой сигнала и предпочтительнее для образности, но его бедная архитектура удешевляет «калибр» звука. Более резкие фильтры щадят динамик, исключают перехлесты между сабвуфером и НЧ-динамиками колонок и однозначно они — лучше.
Что до воспроизведения баса с DVD, то здесь царит произвол. Здесь кроме «нормального» баса существует канал LFE — низкочастотных эффектов. Cоотношение LFE и многоканального баса на диске может быть ошибочным. Так уж записал режиссер. Типичный «трудный» диск — недавний релиз Ian Gillan/Gillan’s Inn/SonyBMG в формате DualDisk DVD-Audio/CD. Здесь LFE-контент протянут до средней частоты 1 кГц, если не еще выше. Почти вся эта информация поступает на сабвуфер по каналу LFE, и встроенная электроника сабвуфера закономерно протестует против нее. Итог — звук, который больно слушать.
Система
Готовый комплект (музыкальный центр) застрахован от грубых ошибок, но он и звезд с неба не хватает — а значит, многое теряет в музыке. Музцентр не позволяет роскоши варьировать вкусовые оттенки по басу. Его акустика всегда усреднена, а между ней и приданным сабвуфером всегда лежит частотная «пропасть». Его бас бродит и не находит себе места, словно неприкаянная дворняга среди припаркованных машин.
Хороший сабвуфер имеет динамик размером не меньше 10 дюймов (25 см). Автомобильные системы и Hi-End немыслимы без 12—15-дюймовки. На столь широком диффузоре энергия распределяется верно: на мидбас — поменьше, на «трясущие» и экстра-низкие прозрачные частоты — побольше.
Столь же крупные диффузоры в остальных колонках системы хороши для создания общего звукового объема, но при одном условии. Их мидбас следует убрать (встроенным в процессор) эквалайзером, скажем, до -5 дБ, чтобы тот не «пересекался» с мидбасом сабвуфера. На слух — партии должны оставаться как бы «сухими», прозрачными, без признаков «сгущения» в пространстве. В кар-аудио можно воспользоваться присетом (как правило, «джаз» или «речь»), чей график соответствует поставленной задаче.
Как правило сабвуфер подключается проводом 1 RCA — 1 RCA, но некоторые ресиверы и сабы имеют двойные гнезда. Тогда гнезда коммутируются кабелем 2 RCA или разветвителем 1 на 2. Сабвуферные кабели отличаются от межблочных фольговым или плетеным экраном, а от видеокабелей — отсутствием серебра в проводнике. Потери сигнала на 5-метровых кабелях не происходит.
Отвод земли с сабвуфера надо замкнуть на такой же на ресивере, но необязательно продлевать его до стеновой розетки. Цель заземления — убрать блуждающие токи из системы и фазовые искажения из звука, а именно они могут присутствовать на «земле» в розетке. В некоторых случаях происходит короткое замыкание.
Немного о «вытягивании» компромиссного аудио с помощью выносного активного сабвуфера. Док-станции это позволяют, и это целесообразно. Всякий инструмент (за исключением синтезатора) охватывает широкую полосу, а не одну низкую частоту, и микросистема или док-станция воспроизведут хотя бы часть этого спектра. 3 контрабаса на тестовом альбоме SuperBass 2 / Telarс в этом смысле очень показательны. Остальное «достроят» дополнительный сабвуфер и ваш мозг. Что касается наушников-капелек и док-станций на крошечных писклявых динамиках — то для них (как уже говорилось) есть «форматные» жанры без НЧ-нюансов: грандж, альтернатива, электропоп.
Резюме
Активный сабвуфер нужен домашнему театру, как воздух — особенно для восстановления низкочастотного канала эффектов, который записывается отдельно от сабвуферного канала. Саб должен как минимум иметь один вход, реверс полярности (чисто вкусовая и полезная функция), сетевую кнопку. Обрезной фильтр с выбором частоты и ручка громкости в конфигурации театра восполняются ресивером или схемой проигрывателя. Они пригодятся в сабвуфере в случае его подключения на выход pre-out аналогового стерео-усилителя. В подключениях надо помнить, что чувствительность входа на сабвуфере требует сигнал не ниже 1 Вольта (на 600 Ом). 6-канальные выходы проигрывателей и ресиверов не всегда соответствуют этим значениям. Также недогрузка в 100 дБ происходит при подключении сабвуфера по колоночным клеммам, то есть в качестве пассивного динамика. Для меня до сих пор загадка — смысл такой «свободы выбора» в активном сабвуфере, когда вы платите за электронику! Не иначе, стандартизация очередного физика. Однако, перейдем от случайного к главному.
В самолёте
Попробовал наушники в самолёте, причём сразу перелёт был адским: ночью вылетели в Амстердам, там пересадка полтора часа и в Португалию. Обратно ещё веселей: утром из Португалии в Амстердам, несколько часов пересадка и в Москву. Тут можно было проверить и шумоподавление, и время работы — заявлено около тридцати часов.
Начну с шумодава. Не перестану утверждать, что лучшее шумоподавление у Bose NCH 700. Сразу оказываешься в тишине. Но многим не нравится некое излишнее давление: я лично его не замечаю — непрозрачность и Бог знает что ещё. Вообще, это хороший урок для тех, кто считает своё мнение и свой выбор исключительным: если бы Bose подходили всем, в самолёте не увидел бы такого разнообразия. И тысячные Sony, и «Сенхи», и Bowers & Wilkins PX, и AirPods, как обычные, так и Pro.
У Bowers & Wilkins PX7 такого сокрушительного шумоподавления нет: ты не отделён от мира защитной стеной, лучше воспринимаешь происходящее вокруг. Но и сильный шум оказывается замаскирован. Лететь было приятно. По удобству вопросов нет, никакого дискомфорта. По времени работы тоже — судя по поведению наушников, смело можно лететь хоть в Австралию и не думать о зарядке.
Последнее замечание про перелёт: я сказал, что проблем по удобству не было. Но Bowers & Wilkins PX7 несколько дубовей Bose NCH 700, они не так плотно садятся — зато больше места для ушей. Покупать можно без примерки, но если вы и правда часто летаете, то лучше попробуйте обе модели.
В целом я прям очень доволен. В Bowers & Wilkins учли недоработки прошлой модели и сделали серьёзного английского киллера для любой другой модели с шумоподавлением. А ещё тут есть топовые сенсоры: чашку сдвигаешь назад — кино на паузу, спокойно пообщался со стюардессой, получил свой томатный сок — продолжил просмотр. Топово! И ещё топово, что кнопки механические: случайно не нажмёшь, как ни прижимайся чашкой к стенке, спинке сиденья или плечу очаровательной соседки.
Вместе с Xbox Series X
Соответственно, вам нужно не только разблокировать приложение, но ещё иметь устройство с поддержкой Dolby Atmos — многие почему-то думают, что это программная настройка. Нет, устройства с «Атмос» имеют и физические отличия — пара (или больше) драйверов смотрят в потолок, чтобы создавались отражения и розовые гномики несли вам объём и красоту. Ну и про отличия в способе подключения вот отличная табличка, забрал с сайта Audiomania:
И вот я играю в Call of Duty: Modern Warfare вместе с Formation Bar и Xbox Series X. Саундбар подключён к ТВ оптикой. Все здорово, нооооо я понимаю, что если с фильмами система была очень хороша, то с играми явно есть куда расти. Я не понимаю, откуда бежит враг, выстрелы не заставляют вжимать голову в плечи — да, звук очень хорош, но хочется большего. К слову, я пробовал играть не только дома, но и на работе, где у нас стоят Flex и Bar. Всё круто, но хочется ещё!
Я здесь не буду подробно останавливаться на своих поисках и пробах — всё будет в отдельном материале про Sonos Arc. Но вот Arc, особенно вместе с фирменными сабом и тылами, — это идеальный набор для современных приставок на данный момент. И во многом это достигается благодаря поддержке Dolby Atmos и наличию eARC
Надеюсь до конца года успеть написать обзор Arc с аксессуарами, ну а вам для PS5 или Xbox Series X советую обратить внимание на эту систему
Иллюстрация: Светлана Чувилева / Wylsacom Media
Ну а если ищете саундбар и систему в целом в первую очередь для фильмов или игр — вот тогда советую Bowers & Wilkins Formation.
Музыка
Я в последнее время активно пользовался тремя наушниками: это Master & Dynamic MW65, Bowers & Wilkins PX7 и Bose NCH 700. У первых прекрасное качество звука — легко, воздушно, детализация, для джаза просто песня. У Bose NCH 700 своя настойка, её можно назвать яркой, энергичной — тут звук или нравится сразу и навсегда, и вы влюбляетесь в Bose по уши, или вы остаётесь равнодушны.
У Bowers & Wilkins PX7 много мяса, баса, тьмы и музыки. 43-миллиметровые драйверы чуть наклонены, чтобы звук попадал точно в слуховой поход. И драйверы эти созданы специально для PX7, как пишут на официальном сайте: «Созданы и настроены той же командой инженеров, которая стоит за колонками Серии 800 Diamond, используемыми на студии Abbey Road».
Я несколько лет назад был на заводе Bowers & Wilkins в Брайтоне и могу сказать, что этим словам стоит верить: команды там очень плотно общаются между собой, работают профи, действительно замороченные на качестве звука. Вероятно, именно поэтому PX7 имеют какое-то непонятное отличие от других моделей — словно это кастомная вещь, сделанная специально для тебя, а не массовый продукт.
Откуда такая эмоция? Редко так бывает, когда тебе нравится и слушать музыку во всех сервисах — от Apple Music до Tidal (очень советую подключить, особых проблем нет), — и играть с CoD: Mobile, и смотреть фильмы — «Амедиатека» или Netflix, полная версия Watchmen с комиксом про адский корабль, скачанная сто лет назад и живущая в AVPlayer на iPad. Везде волшебные драйверы вытягивают максимум, везде мясо, голос, бас — кажется, что чашки прыгают на ушах. У меня столько эмоций было после знакомства с проводными P9 Signature — и это лишнее подтверждение теории, что флагманские модели прошлого через два-три года находят отражение в моделях среднего ценового сегмента.
Если купите PX7, заклинаю: не забудьте про Vox и FLAC, Tidal (включите Hi-Fi), ну и в числе первых треков послушайте Pumarosa — Into the Woods. Эквалайзер нужно выключить.
Вердикт
В наше время выбрать мультимедийную систему очень сложно, ещё и продавцы далеко не всегда дают послушать как следует — а все эти рассказы про «это же Bowers, точно гуд» стоит пропускать мимо ушей. Дело не в том, насколько хороша система — дело в том, что именно вам нужно.
Скажем, если у вас PS или Xbox, то подумайте дважды, стоит ли строить домашнюю «музыку» на базе Formation: ресивер вас не спасёт и Dolby Atmos с помощью присадок не появится. Если же игры не имеют значения и вы чаще с помощью саундбара смотрите кино, сериалы, планируете слушать музыку на компонентах этой системы — тогда смело начинайте с Formation Bar. Вижу лишь один явный минус: ладно тут нет Dolby Atmos, но ARC точно стоило добавить и не экономить на этом.
Особенности
Попробую ответить на несколько популярных вопросов насчёт Formation Bar. Если вы думаете о покупке этой системы для устроения домашнего кинотеатра, то имейте в виду, что полочники Formation получится использовать вместе с Bar — не как тылы или фронтальные колонки, а просто в общей мультирум-системе. Как домашний кинотеатр работают Bar, Flex и Sub, про такую систему мы рассказывали в ролике на канале.
Иллюстрация: Светлана Чувилева / Wylsacom Media
Соответственно, дома вы можете поставить Formation Duo в кабинете, сидеть там со стаканом коньяка и громко слушать техно, уголок Formation Wedge поставить на кухне, несколько Flex развесить в детской, в ванной и других помещениях, и всё это будет играть в унисон — компоненты между собой поднимают запатентованную сетку, где легко по воздуху гоняют аж 96 кГц / 24 бит.
Но если решите строить дома Formation, вам понравился звук, то я бы советовал в качестве фундамента именно Bar. Во-первых, у всех есть ТВ, все мы смотрим фильмы, сериалы, YouTube, и для телевизора Bar прекрасно подойдёт. Во-вторых, среди других саундбаров Formation Bar потрясающе работает с музыкой. В-третьих, у Bar есть поддержка AirPlay 2, Bluetooth с aptX, сюда можно добавить свой аккаунт Spotify, система Roon ready. Вещь набита функциями — но, как вы понимаете, каждое слово на коробке означает дополнительные расходы, и чем-то пришлось пожертвовать.
И я вам расскажу, чем именно. Как вы уже заметили, нет подключения по HDMI, нет поддержки ARC или eARC. Нет никаких слов про Dolby Atmos. Честно скажу, я сам думал, что всё это ерунда. Но давайте перейдём к следующей главке, и там я остановлюсь на ерунде подробней.
Бас без определенного места жительства
Если вы недовольны каналом LFE и считаете его утомительным, то можете выключить сам сабвуфер — или поднастроить электронику. Медленно сканируя частоты LFE-фильтра на ресивере, вы останавливаетесь на той, где «картина» вырисовывается естественнее, крупнее, убедительнее, образнее. Для этого нужно чуткое ухо и достаточно освобожденный мозг. Потом принимаетесь за ручку фильтра на сабе. Стараетесь найти положение, когда его бас приобретает «сотрясающий» и менее слышимый ухом характер. Зачастую в обоих случаях предпочтительнее не 40 или (общепринятые) 70 Гц, а верхняя возможная частота — 200 Гц.
Как сказано, саб хорош тогда, когда слушатель не определяет, откуда именно его «трясет». Это происходит, когда собственный усилитель саба обладает высоким КПД за счет большего допуска по искажениям. Искажения «выбрасываются» выше рабочих частот саба. Такой усилитель известен как Класс D. Как вариант можно вмонтировать в стену или в дверь комнаты и подключить крупный бас-динамик к блоку выносного усилителя и крутого разделительного фильтра. Как это делается в кар-аудио.
Некто по этому поводу сострил: если за каждое утверждение о слышимом басе в районе 20 Гц мне бы платили ущерб в размере доллара, то я бы не писал статьи про бас, а летал бы на Ривьеру на собственном самолете. Я жалею, что не я — автор сей ремарки, но она ошибочна. Бас считается ненаправленным — басовая волна напоминает гигантского удава. Но поскольку в музыке нет «просто 20 герц», то низко-октавные партии всегда легко локализовать и указать на них пальцем в комнате. Поэтому, если позволяют средства и коммутация ресивера (!), стоит поставить по одному сабвуферу на основной канал или на каждую из стен комнаты.
Здесь время напомнить: вызвать сотрясение грудной клетки даже на малой громкости разборчивой музыки можно лишь, имея усилитель на сабвуфере мощностью порядка 200 Вт. Такой способен при необходимости обеспечить звуковое давление на 20 Гц порядка 115 дБ. В отношении звука с hi-res-форматов (Packed PCM, DSD) и с декодера DTS такой саб способен «протянутся» еще ниже.
Фильмы и музыка
Очень сложный «Довод» был отработан на ура, от саундтрека дух захватывает — ну, не как в кинотеатре, но мурашки были, и это главное. И всё прям так вот в жилу, и телевизор большой, и как-то удачно встал Bar — и не высоко, и не низко, прекрасно. Каждый день включал музыку с помощью AirPlay 2, я занимаюсь спортом с тренером, без энергичных альбомов никуда — ну и просто посидеть позалипать с подборкой нового из Apple Music очень хорошо. Пробовал по AirPlay 2 передавать музыку из Tidal и Vox — честно, драматической разницы на одних и тех же треках не заметил, всё прекрасно.
Как раз вот этой интеллигентности в работе с музыкой и кино не хватает Sonos Arc — он даёт порой слишком много объёма, и не всегда это нужно.
Хочешь низа — займись верхом
В аудио все тесно взаимосвязано. Четкий верх очерчивает бас, который в свою очередь лучше выделяет верха. Все запитывается от сети, и стоит напортачить в одном месте — рушится вся звуковая сцена. Как правило, первый показатель тут — опять фаза.
В типовой комнате по крайней мере одно измерение (ширина) составит менее 10 м., а значит — наплодит резонансы по мидбасу. Поскольку к восприятию низа неизбежно примешивается верх, надо решать вопрос в комплексе. Массивные портьеры и набивные стены с потолком — радикальное решение, но можно обойтись полыми коробами из картона и ткани, которые вешаются или расставляются в комнате. Увы, чудодейственные деревянные таблетки и ячейки из-под яиц производят мизерный эффект в СЧ-области, не более того.
Всякое жилье имеет ассиметричное пространство, поэтому калибратор вашего ресивера выставляет реверберацию, фильтры и уровни каждого канала различно. Этот хаос обнажается при малейшем отвороте головы — не говоря о ситуации, когда слушатель не один в комнате. Тело слушателя уже меняет условия отражения и поглощения, с которыми до этого поработал калибратор. Поэтому прочь калибровку! Балансируйте лишь уровни каналов и игнорируете любые иные настройки процессора, основанные на добавлении цифровой реверберации (дилея). Сюда относится дальность колонок, цифровая коррекция, панорама излучения, ширина базы центрального спикера, уровень эффекта акустического оформления и прочее. Все это сказывается на качестве вашего баса.